Статьи, книги, заметки

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Вести в первый класс нельзя подождать

Автор: Людмила Феропонтова

Источник https://vk.com/ludmila_ferapontova?w=wall30749169_961


Мое лето выдалось очень насыщенным и на рабочие, и на личные события. Не до рефлексии было порой… Пришло время для анализа. 
Вот какими наблюдениями поделюсь. 


  Разобрала карты всех повторных приемов, где в графе «повод для обращения» у меня значится: «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. Проблема выбора». Имеется ввиду выбор между «годик в саду посидеть» или «готов уже к школе».


  Первичный прием почти у всех этих деток случился год назад, прошлым летом. Все случаи разные и обобщить их я могу по 2 признакам:

1. все семьи решили «годик подождать».

2.рекомендации о необходимости нейрокоррекционных занятий отложили в дальний ящик.


А, надо отметить, что в каждом случае было, с чем работать нейропсихологу. Но у меня здесь чисто исследовательский интерес, поэтому расскажу о результатах анализа. 


 Вот что заставило меня крепко задуматься. Все детки из этой группы «подождавших» и «подросших» были похожи одним. Они, безусловно, подросли и даже окрепли. При этом качественных изменений в организации ВПФ я сейчас не замечаю. Впечатление скорее, что картина стала более мягкой, «смазанной» что ли. Не так быстро и очевидно ребенок истощается, более усидчив вроде бы, даже исполнителен. Но вот какой момент меня обеспокоил – стремления и желания в выполнении заданий НЕ ПРИБАВИЛОСЬ!  Совсем даже наоборот! 


Стимуляции требуется больше. Моего более точного, направляющего, организующего внимания во время диагностики.  И для меня это информация о том, что год, который мы «подождали», был потрачен напрасно… Что структуры (головного мозга соответственно), которые должны бы с 6ти до 7ми лет набрать свой функционал и обеспечить возможность большей целенаправленной деятельности, стремление следовать полученной инструкции, НЕ ПОЛУЧАЛИ ДОСТАТОЧНОЙ СТИМУЛЯЦИИ со стороны внешних условий. Их работу никто не запрашивал в нужном объеме и варианте!


 И что мы получаем через год? У нас более энергичный ребенок, неплохо ориентирующийся в том, как там надо писать_ считать_ читать (в детском саду ведь не просто так время провел, навыки развивал), не очень хочет применять все эти навыки. И просьба взрослого встречается чаще вздохом и стремлением поскорее разделаться с заданиями и пойти в игровую… И дело тут не в том, что задания скучны - познавательный интерес никто не отменял. Скорее «дозревание» не происходило должным образом. Была некоторая задержка формирования функций, которая, собственно, и заставила родителей сомневаться – вести или не вести год назад в школу. И такой конструкции ВПФ (высшие психические функции) мы в качестве помощи предложили время, не стали «нагружать раньше времени», но не предложили условий, в которых могли развиваться возможности большего самоконтроля, большей целенаправленности внимания и деятельности…
 И в результате мы ТАК И НЕ ПОЛУЧИЛИ ГЛАВНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ – стремления ребенка действовать по образцу, данному взрослым.


 И в этой связи мое представление о проблеме «подождать годик или сейчас отдать» сильно меняется. Если мы не предоставляем ребенку адекватной коррекции, то самостоятельная компенсация не будет лучшей из возможных. И мы получим подросшего ребенка, который УЖЕ В МОМЕНТ ПОСТУПЛЕНИЯ в школу имеет проблемы с мотивацией к обучению. 


 И, глядя на такие результаты, размышляю я о том, что лучше в такой ситуации дать ребенку вынужденную необходимость оказываться в системе школьных правил и требований, следить за расписанием уроков, осваивать более четкий ритм школьной жизни и пр. 


 Раньше, когда я сталкивалась с подобными мнениями, я остро не соглашалась и сыпала аргументами о необходимости «дорастить_дать возможность дозреть»…
Теперь, должна признать, мое мнение сильно изменилось. ОБЕРЕГАНИЕ ОТ НАГРУЗКИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПАНАЦЕЕЙ в этом случае. Конечно, при условии, что мы не даем коррекционную нагрузку ребенку, не управляем формированием его психических функций.

 Да! Важно вот что отметить, что я насчитала 4 ребенка, которые в динамической оценке все же отличались в смысле большей произвольности, лучшей работоспособности, большей заинтересованности в результатах выполнения задания, умения ориентироваться на правила (игры, задания). 


Во всех этих случаях после нашей встречи прошлым летом, дети были определены в спортивные секции.  Некоторые даже в 2.  И, спасибо родителям, - с ПРАВИЛЬНЫМ акцентом в выборе вида спорта.  Также в трех семьях была солидная психологическая работа по развитию системы правил и норм в семейном общении. У детей появились домашние обязанности, режим дня и прочие по-настоящему, важные вещи. 

Развитие пространственного восприятия и подготовка к школе

Есть такая простая истина: прежде чем посадить ребенка за стол рисовать палочки и другие узоры, он должен научиться организовывать более крупное пространство. И этот переход должен быть постепенным.
Давайте разберемся, как именно это происходит?

Сначала ребенок учится организовывать пространство, ограниченное естественным образом, большое пространство. Это может быть двор, дом, квартира, пространство отдельно взятой комнаты и т.д.
Что ребенок делает для этого? Играет во дворе, играет дома, перемещается по квартире, ползает, расставляет свои игрушки в разных местах, то есть, имеет достаточно большое пространство для освоения этого же пространства в условиях естественного ограничения (заборы, стены, двери и т.д).

Далее стоит перейти к играм на ковре, который занимает лишь часть комнаты. Таким образом ребенок учится организовывать среднее пространство.
Что ребенок делает для этого? Просто играет на ковре, это могут сюжетные игры или какие-либо иные. Можно на ковре бороться с папой, читать книги.

После этого стоит на ковер поставить небольшой стол и перейти к играм на этом столе. Таким образом ребенок учится организовывать малое пространство.
Во что играть и что делать? Это может быть лепка или настольные игры, сюжетная игра с фигурками маленьких зверушек на столе.

Когда малое пространство освоено, на стол мы кладем лист бумаги и переходим к освоению сверхмалого пространства.
На листе бумаги можно рисовать, делать аппликации.

И, наконец, после освоения малого пространства, переходим к ультрамалому, а именно - готовим руку к письму, рисуем для многих родителей долгожданные палочки-узоры-буквы.

Что важно понимать при планировании занятости детей

Лето закончилось, начинается новый учебный год. В этот период родители планируют нагрузку для своих детей, записывают их в кружки и секции.

Мы считаем нужным напомнить, что самое главное в успешном развитии ребенка - его своевременность.

В каждый возрастной период самые полезные занятия для ребенка - это те, которые соответствуют актуальным задачам развития.

Энергия мозга, он же запас психического тонуса, - не бесконечна, и должна использоваться по назначению - на развитие актуальных возрасту психических функций.

Несвоевременность требований и обучающих задач приводит к тому, что актуальные функции, находящиеся в сензитивном периоде, не получают достаточной внешней стимуляции и энергии, и начинают отставать в своем развитии.

Каждый сензитивный период является уникальным периодом для развития определенных связей и отделов мозга. Функции не будут развиваться сами, им необходима внешняя востребованность и энергия!

Поэтому, планируя занятость ребенка, оставляйте достаточно времени для игр и эмоционального общения с ребёнком, учитывайте его интересы, возрастные особенности, обращайте внимание на сформированность у ребенка бытовых навыков и навыков самообслуживания.

О важности положительных эмоций в обучении

Обработка любой информации имеет биохимическую природу.

Если познавательные процессы происходят на фоне положительных эмоций, то вырабатываются вещества, активизирующие мышление и делающие запоминание более эффективным.

При обучении на фоне негативных эмоций наблюдается обратный эффект. Вырабатываемые вещества снижают способности к учению и запоминанию.

Поэтому для продуктивности обучения очень важен положительный эмоциональный фон и моделирование ситуации успеха.