Музыкальная терапия

Помощь и влияние музыкальной терапии на физическое и психологическое развитие детей с особенностями развития.

Текст подготовлен и представлен Ольгой Владимировной Морозовой, 

музыкальным терапевтом Центра Нейропсихологии "Лицом к лицу."

Наши музыкальные занятия (фотоальбом)


С первых дней жизни (а некоторые утверждают, что ещё в утробе матери) нас окружают звуки: голос матери, щебет птиц, шум дождя, мелодия колыбельной. Звуки помогают распознавать и выражать эмоции, предупреждают об опасности, вызывают воспоминания… 

Во время обучения речи мозг ребёнка производит очень сложную, интенсивную и интеллектуальную работу: ему приходится сначала расшифровать, понять, запомнить, а затем воспроизвести всё, что мы ему говорим. Он открывает для себя мир предметов, чувств, эмоций. Ребёнок усваивает темп, ритм, тембр, интонацию и высоту звуков, то есть «музыку» нашей речи.


Звук – это быстрая передача информации, он эмоционально связан с происхождением речи, а мозг с помощью речи описывает и структурирует всё, что нас окружает.  И музыка очень эффективное средство для закрепления в мозге ассоциаций, связанных с обширными массивами информации.

Человек на генетическом уровне предрасположен к запоминанию длинных и сложных музыкальных отрывков, они «западают» в голову гораздо быстрее, чем текст. Музыка способствует возникновению образов, пониманию и воспроизведению абстрактных идей. Она снижает в организме, вызывающие стресс гормоны и повышает количество эндорфинов, вызывающих чувство удовольствия. Музыка может быть использована для упражнений, способствующих  развитию координации.


В сочетании с другими видами коррекционной работы музыкальная терапия способствует развитию эмоционально-волевой сферы, повышает качество коммуникации, усиливает способность к саморегуляции. Для особенных детей музыка оказывается единственной возможной линией связи с окружающим миром в течение долгого времени, так как не требует участия речи, столь трудной для многих детей, имеющих особенности развития. Музыка может служить на этом этапе источником человеческого общения, а также помогает выразить себя на доступном ребёнку уровне.


Обучение же игре на музыкальных инструментах (блок-флейта, металлофон, фортепиано) способствует развитию моторики и координации, а первый вокальный опыт помогает ребёнку познать строение своего тела, (голосового аппарата, связок), и пытаться использовать этот опыт, извлекая звуки разные по силе, высоте, темпу и длительности, что позволяет ребёнку обучаться управлять своими спонтанными эмоциональными реакциями.

На занятиях музыкальной терапии мы не ставим целью развитие собственно музыкальных способностей и овладение навыками пения и игры на музыкальных инструментах. Логоритмика, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку – это основные элементы занятий, они направлены на решение не музыкальных задач, а на решение значимых для развития ребенка проблем!

Оставить заявку на занятия.


Автор статьи: Ольга Владимировна Морозова.