Автономная некоммерческая организации

Научно-практический центр нейропсихологии

"Лицом к лицу"

 

     

Кому нужен логопед?

Кому нужен логопед? 

Для начала определимся с нормами речевого развития: 
-К 1-1,5 у ребенка появляются первые осознанные слова(мама, папа, дай), 
к 2 годам словарный запас достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. 

К 2 годам у ребенка уже должна сформироваться фразовая речь. Пусть фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась фраза (предложение). Предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». 

-В 3 года ребенок точно воспроизводит слоговую структуру слова, не переставляет, не заменяет, не сокращает слоги и звуки (исключением могут быть сложные и незнакомые слова и звуки, отсутствующие в силу возраста). 

-В 3 года появляется звуки С, З, Ц. В 4 года звуки Ш, Ж, Ч, Щ. В 5 лет звуки Л, Р. 
Нужно понимать, что нормы речевого развития имеют такие же жесткие рамки, как и нормы психо-моторного развития. Если ребенок в 8 месяцев не сидит, родители наверняка будут бить тревогу и пойдут к специалисту. Если ребенок в 2 года не говорит предложениями, а в 3 сложносочиненными предложениями, это не значит, что он в 4 заговорит сразу предложениями, это значит, что нужно идти к специалисту, что бы выяснить, почему он не говорит и что нужно делать что бы он начал разговаривать. Если ребенок в 3 года не говорит, а в 4 заговорит сам предложениями, то в речи будет много аграмматизмов, структура слова будет нарушена, помощь логопеда все равно будет нужна, а время, которое могло быть потрачено на коррекцию уйдет... 

К логопеду нужно идти если: 
-Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом. 
Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит 

.-К 2 годам ребенок должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и использовать простые предложения («Хочу пить», «Дай кису»). Если ребенок 2-3 лет использует слишком мало слов, говорит на своем языке, общается больше жестами (ленится говорить, проще показать. Все понимает, не говорит), необходимо обратиться к логопеду для того, что бы оценить уровень речевого развития ребенка и диагностировать речевое нарушение, если оно имеет место. 

-Если ребенок 3,5 лет и старше заменяет, путает, пропускает звуки или слоги.(Тонфета вместо конфета, тетух вместо петух, нанан вместо банан и т.п.), если речь невнятная, малопонятная. В 3-3,5 года ребенок уже не должен переставлять слоги местами, пропускать или добавлять их. Нужно обратиться к логопеду, т.к ребенок может нечетко говорить из-за нарушения тонуса языка или лицевых мышц, или из-за того, что не точно воспринимает речь окружающих и не верно интерпретируя услышанное не точно ее воспроизводит. (Звуки с,з,ц. ш,ж,ч,щ, л, р появляются чуть позже, поэтому нарушение их звукопроизношения пока в расчет не берем). 

-Если у ребенка 4 лет и старше нарушено звукопроизношения звуков с,з,ц. ш,ж,ч,щ, а с 5 лет звуков л,р).

Не стоит тянуть с визитом к логопеду, грамотный специалист сможет оценить степень речевого нарушения и оказать необходимую на данный момент помощь. Если ребенку нужен лишь небольшой толчок, занятия будут недолгими и позволят избежать в будущем трудностей в речевом развитии и школьном обучении. 

Ну а если у ребенка тяжёлое нарушение речи, ребенку нужна незамедлительная помощь, нельзя терять драгоценное время, ведь в работе мозга все устроено так, что для созревания каждой психической функции отведены строгие временные рамки и очень важно не упустить время. 
Любите своих детей и будете для них самыми лучшими родителями!

Автор Екатерина Зуева, логопед-дефектолог ЦН "Лицом к лицу".