О занятиях с нейропсихологом, что это такое?

Итак, про занятия. Когда мы говорим слово «занятия», то часто подразумеваем обучение чему-то. Процесс, который имеет место в кабинете нейропсихолога, обучением по большому счету не является. Цель любого обучения — приобретение неких знаний и навыков. В нашем же случае цель работы — формирование функциональных систем, благодаря которым в будущем будет возможно и обучение (только уже не в рамках занятий с нейропсихологом). Такие системы позволяют оптимальным образом в каждом конкретном случае (учитывая особенности морфологии и зрелости головного мозга) осуществляться психическим процессам. Например, восприятию или запоминанию, или произвольной регуляции и т.д.


После того, как психический процесс может осуществляться, далее с опорой на сформировавшиеся структуры, может осуществляться и обучение. Но это будет уже не в рамках нейропсихологических занятий, а каких-то иных. Поэтому занятия с нейропсихологом должны когда-то закончиться и важно «попробовать» обычную жизнь с ее взлетами, падениями, кружками, школами, если, конечно, ребенок готов к этому.

О занятиях с нейропсихологом, что это такое?, изображение №1

Сразу хочется внести оговорку о том, что при ряде особенностей развития самым эффективным способом является именно обучение конкретным навыкам. В таком случае, основным специалистом для ребенка нейропсихолог быть не может, но может работать с ребенком над узкими задачами по запросу другого специалиста (например, дефектолога).

Обязательно любым занятиям предшествует нейропсихологическое обследование, которое позволяет выявить не только слабые звенья, но и сильные стороны, и это очень важно. Именно с опорой на сильные стороны мы далее можем постепенно формировать и развивать другие функции, которые не смогли в должной степени сформироваться самостоятельно.

Относительно слабых звеньев нейропсихолог строит работу от простого к сложному и никогда не идет «напролом», сначала, например, частично беря на себя то, что дается пока плохо (и постепенно возвращает это в деятельности самому ребенку), либо опосредует слабые звенья внешними «помощниками», разворачивая всю структуру слабого процесса во внешнем пространстве. Очень постепенно, по мере освоения выполнения действий в условиях внешних опор — убирает «помощников», внешние действия переходят постепенно во внутренний план, такой процесс называется — интериоризация.


О занятиях с нейропсихологом, что это такое?, изображение №2

Методы, которые использует нейропсихолог, прежде всего должны отвечать поставленными целям, должны быть понятны и осмыслены как специалистом, так и иметь мотивирующее содержание для ребенка. С последним не всегда бывает легко, так как в целом практически все дети, которые приходят к нейропсихологу, в разной степени астенизированы. И часто перегружены занятиями. Поэтому на вовлечение в процесс у ребенка иногда просто не остается сил. Тем не менее, именно от включенности и интереса ребенка во многом зависит эффективность.

Как правило, на каждом этапе используются комплексно разные методы, затрагивающие три основные категории: двигательную, когнитивную и личностную, так как в процессе развития эти сферы обладают взаимовлиянием друг на друга. В жизни все эти сферы переплетены, поэтому начав заниматься очень важно обращать внимание не все три составляющие ежедневно. В нейропсихологии вопрос не решается путем «тренировки» два раза в неделю. Это должен быть непрерывный процесс и зачастую не очень быстрый.

О занятиях с нейропсихологом, что это такое?, изображение №3

Важно поддерживать интеллектуальную, двигательную активность дома, оставлять место для самостоятельного решения ряда вопросов самим ребенком (если ребенка всегда одевают дома, занятия таким конструктом как «схема тела» на занятиях два раза в неделю едва ли будет продуктивным).

Нейропсихологическая коррекция — командная работа. В ней всегда три стороны — специалист, ребенок и его семья (значимый взрослый, который проводит с ребенком большую часть времени). И только при условии включения всех составляющих, процесс будет успешным.


Клинический психолог, нейропсихолог

Булычева Г.Л.