Итак, про занятия. Когда мы говорим слово «занятия», то часто подразумеваем обучение чему-то. Процесс, который имеет место в кабинете нейропсихолога, обучением по большому счету не является. Цель любого обучения — приобретение неких знаний и навыков. В нашем же случае цель работы — формирование функциональных систем, благодаря которым в будущем будет возможно и обучение (только уже не в рамках занятий с нейропсихологом). Такие системы позволяют оптимальным образом в каждом конкретном случае (учитывая особенности морфологии и зрелости головного мозга) осуществляться психическим процессам. Например, восприятию или запоминанию, или произвольной регуляции и т.д.
После того, как психический процесс может осуществляться, далее с опорой на сформировавшиеся структуры, может осуществляться и обучение. Но это будет уже не в рамках нейропсихологических занятий, а каких-то иных. Поэтому занятия с нейропсихологом должны когда-то закончиться и важно «попробовать» обычную жизнь с ее взлетами, падениями, кружками, школами, если, конечно, ребенок готов к этому.
Сразу хочется внести оговорку о том, что при ряде особенностей развития самым эффективным способом является именно обучение конкретным навыкам. В таком случае, основным специалистом для ребенка нейропсихолог быть не может, но может работать с ребенком над узкими задачами по запросу другого специалиста (например, дефектолога).
Обязательно любым занятиям предшествует нейропсихологическое обследование, которое позволяет выявить не только слабые звенья, но и сильные стороны, и это очень важно. Именно с опорой на сильные стороны мы далее можем постепенно формировать и развивать другие функции, которые не смогли в должной степени сформироваться самостоятельно.
Относительно слабых звеньев нейропсихолог строит работу от простого к сложному и никогда не идет «напролом», сначала, например, частично беря на себя то, что дается пока плохо (и постепенно возвращает это в деятельности самому ребенку), либо опосредует слабые звенья внешними «помощниками», разворачивая всю структуру слабого процесса во внешнем пространстве. Очень постепенно, по мере освоения выполнения действий в условиях внешних опор — убирает «помощников», внешние действия переходят постепенно во внутренний план, такой процесс называется — интериоризация.
Методы, которые использует нейропсихолог, прежде всего должны отвечать поставленными целям, должны быть понятны и осмыслены как специалистом, так и иметь мотивирующее содержание для ребенка. С последним не всегда бывает легко, так как в целом практически все дети, которые приходят к нейропсихологу, в разной степени астенизированы. И часто перегружены занятиями. Поэтому на вовлечение в процесс у ребенка иногда просто не остается сил. Тем не менее, именно от включенности и интереса ребенка во многом зависит эффективность.
Как правило, на каждом этапе используются комплексно разные методы, затрагивающие три основные категории: двигательную, когнитивную и личностную, так как в процессе развития эти сферы обладают взаимовлиянием друг на друга. В жизни все эти сферы переплетены, поэтому начав заниматься очень важно обращать внимание не все три составляющие ежедневно. В нейропсихологии вопрос не решается путем «тренировки» два раза в неделю. Это должен быть непрерывный процесс и зачастую не очень быстрый.
Важно поддерживать интеллектуальную, двигательную активность дома, оставлять место для самостоятельного решения ряда вопросов самим ребенком (если ребенка всегда одевают дома, занятия таким конструктом как «схема тела» на занятиях два раза в неделю едва ли будет продуктивным).
Нейропсихологическая коррекция — командная работа. В ней всегда три стороны — специалист, ребенок и его семья (значимый взрослый, который проводит с ребенком большую часть времени). И только при условии включения всех составляющих, процесс будет успешным.
Клинический психолог, нейропсихолог
Булычева Г.Л.