Коротко о проекционных представлениях и формировании понятия перспективы

Самое главное в этом посте - практические советы по взаимодействию с ребенком, которые можно применять дома и на прогулке.

Итак, что же это такое - проекционные представления? Слово "проекционный" от слова "проекция", то есть возможность представления нашего трехмерного пространства на двумерной плоскости (например, на листе бумаги), позволяющего ориентироваться в нем в абстрактном плане.

Несформированность проекционных представлений проявляется в трудностях осмысления трехмерности объекта. Формируются проекционные представления только к 10 годам. Но уже раньше можно постепенно влиять на их формирование.

В этом посте - очень кратко о том, как мы, взрослые, в нашем рутинном ежедневном взаимодействии с ребенком уже начиная с его дошкольного периода можем помочь формированию понятий трехмерности и проекционный представлений.

Если тема развития пространственных представлений интересна - пишите, и мы сделаем серию постов на эту тему, начиная с самого начала (о формировании представлений о себе и о пространстве вокруг).

Сама идея поста возникла, когда я (Г.Л.) встретила в интернете полезную статью - "Как рассказать ребенку о перспективе?". Захотелось ею поделиться со всеми. Но, конечно, тема развития пространственных представлений шире и серьезнее, если ее рассматривать применительно к развитию детей и формированию высших психических функций. Даже можно сказать, что во многом она является базовой.

Итак, ссылка на оригинал статьи.


Как рассказать ребенку о перспективе?
По ссылке вы найдете полный текст.

Ниже приведены этапы, которые выделил автор статьи для более раннего возраста, начиная с 5 лет: Важно, что в статье автор говорит о ребенке, который развивается приближенно к норме.

То есть, говоря о пяти годах, мы имеем в виду, что ребенок развит примерно на 5 лет.

До 5 лет вообще не вижу смысла даже держать в голове у себя эту мысль, не то чтобы вкладывать ее в детей. Задача до 5 лет — это научиться рисовать предметы на основе простых геом. фигур (плоские), освоить технические моменты работы с кисточкой, красками, фломастерами. Чаще всего и лучше всего рисовать в этом возрасте «портрет одного героя» , т.е. один большой предмет на листе.

С 5 лет на работах должно появляться некое пространство — «ближе-дальше». Какие-то предметы стоят выше от края листа, какие-то ниже. Чаще всего это проявляется в пейзажах.

Самая грубая ошибка садовского рисования заключается в том, что детей приучают к мысли, что земля -это полоска у нижнего края листа, а небо это полоска у верхнего края листа. Все предметы стоят вряд на одной линии. Этот стереотип приходится просто «выбивать» на занятиях в художке. (см. первые три картинки к посту).

В этом возрасте закладывается понятие «линия горизонта». Хоть мы и не говорим о ней напрямую, но подразумеваем.

На прогулке, покажите детям, что небо такое большое, что касается земли (в городе домов и деревьев). А если дома очень большие , то небо видно даже между домов.

Когда рисуете пейзаж, предлагайте детям закрасить небо (или хотя бы поставить черточки, облачка) на всем пространстве до земли.

Задавайте землю не одной линией, а двумя- тремя. Это не требует от ребенка пока никакого мыслительного процесса. Как вы сейчас покажите, так он и будет рисовать в дальнейшем.

Автор статьи пишет:
У меня был случай, кода на уроке рисунка, мне пришлось подвести к окну 10 летнюю девочку и тыкая пальцем в стекло убеждать, что между небом и землей нет белой полосы. Что есть линия «соприкосновения» земли и неба , она называется «горизонт». Ну как ребенку понять, что такое горизонт, если на ее рисунках до 10 лет небо с землей не встречались никогда?

С целью развития чувства пространства на рисунке, можно проводить игры «далеко-близко». Ребенку нужно определить, какой на рисунке предмет находится ближе или дальше от зрителя.
Чтобы наглядно показать этот момент, я ставила перед ребенком на парте два предмета и спрашивала: «Какой предмет к тебе ближе?». Тот, что ближе к ближнему краю парты. Так и на рисунке получается.

В 6 лет в рисунках должны появляться элементы воздушной перспективы. На переднем плане рисуем больше мелких деталей. Почему?

А посмотри на дерево под окном, или на листики на твоей парте, ты их хорошо видишь? Можешь рассмотреть все прожилки, дырочки.
А можешь ты это рассмотреть на дереве через дорогу? Нет!

Так устроен наш глаз. Потому мы ближние элементы лучше прорисовываем.

С 7 лет. Предметы начинают загораживать друг друга на рисунке. Это можно показать на том же опыте с предметами на парте.

Где-то с 8 лет на рисунках должно проявляться правило «ближе-больше, дальше — меньше».


Человека (дерево, дом), который ближе к нижнему краю листа мы рисуем выше ростом, чем человека, который стоит выше от нижнего края листа. Все это тоже наблюдаем в окружающем нас мире.

С 9 лет говорим о воздушной перспективе.


То, что ближе рисуем ярче, то что дальше — бледнее. Так например, в графике передний план обводим толстым маркером, средний план- фломастером, а дальний план — гелиевой ручкой. Это отлично видно на фотографиях гор. Дальние вершины бледнее и голубее.

В этом же возрасте (или чуть раньше) появляется примитивный объем у предметов: край кружки в виде овала, у коробки и домов появляется вторая и стенка.

Обычно в этом возрасте дети сами стараются научиться передавать объем. Нужно только подсказать, как это делается.

Строим переднюю стенку, от нее линии вверх или вниз. Проводим линию дальнего ребра.

Ну а с 11 лет все по учебнику: «линия горизонта», «точки схода» и все такое.

Примечание. То есть, при должной подготовке, начиная с 11 лет уже можно ребенка учить так, как учат в художественной школе, если есть такие цели и задачи.