Автономная некоммерческая организации

Научно-практический центр нейропсихологии

"Лицом к лицу"

 

     

Альтернативная и дополнительная коммуникация

Наш помощник Филипп готов поделиться с вами важной информацией и пригласить в Группу по развитию коммуникативных и основных социально-бытовых навыков при помощи средств АДК.

Октябрь – месяц, посвященный распространению информации об Альтернативной и дополнительной коммуникации или АДК. В общении нуждаются все люди, однако формы коммуникации могут быть самыми разными.

Коммуникация – это не только вербальная речь и не только передача информации. Это возможность попросить о чем-то, поделиться своим мнением, эмоционально отреагировать и просто ощутить связь с близкими людьми. Для детей возможность коммуницировать – это еще и большой стимул к развитию.

Удивительно, но даже не владеющие специальными приемами АДК люди, так или иначе, используют средства альтернативной коммуникации, например, жесты и символы!

Однако детям и взрослым, которым не доступно вербальное общение, альтернативная коммуникация особенно важна.

Что включает в себя АДК? Средства альтернативной коммуникации – это все виды неголосового общения. В зависимости от трудностей и препятствий, которые человек испытывает, средства АДК подбираются индивидуально. В качестве средств альтернативной коммуникации часто используются зрительные стимулы: письмо, пиктограммы, картинки.

Если у ребенка, нуждающегося в АДК, нет выраженных двигательных нарушений, коммуникация с окружающими может выстраиваться на основе жестовой речи и движений тела. В том случае, когда ребенок или взрослый испытывает двигательные трудности, чаще используют технологичные средства коммуникации, например, айтрекер – прибор, который отслеживает движение глазного яблока, тем самым позволяя человеку управлять курсором и работать в коммуникативных программах с помощью движения глаз. Альтернативная коммуникация возможна и через тактильные ощущения, например, ощупывание или постукивание.

Важно помнить, что АДК не препятствует развитию устной речи! Часто альтернативная коммуникация становится подкреплением вербальному общению, приходя на помощь, когда устной речи для полноценной коммуникации недостаточно.

Примером инструмента АДК, который использует несколько каналов восприятия – устную речь, визуальные образы-картинки и жесты, является международный язык Макатон.

Общаясь, каждый из нас ищет наиболее удобный и эффективный метод взаимодействия с собеседником, каждый раз мы выбираем тот способ коммуникации, который в данный момент времени считаем наиболее необходимым. Для людей, испытывающих трудности в устной речи, проблема пластичности в выборе средств общения также актуальна. Если ребенок освоил простые инструменты АДК, не стоит останавливаться – чем большими способами коммуникации владеет человек, тем легче ему при взаимодействии с окружающими.

Каждый человек нуждается в том, чтобы его понимали. Владея устной речью, непросто осознать проблемы невербальных детей и взрослых, сталкивающихся с трудностями в социальном взаимодействии. Однако общение с людьми, использующими средства альтернативной коммуникации, помогает понять, что самые важные чувства («Я люблю тебя!», «Я тебя понимаю!», «Давай дружить!») можно выразить и жестами, и картинками, и прикосновением и даже взглядом!

Запись в группу