Автономная некоммерческая организации

Научно-практический центр нейропсихологии

"Лицом к лицу"

 

     

Сенсорная интеграция


Что это такое?

Сенсорная интеграция – это бессознательный процесс, который происходит внутри каждого человека в течение всей его жизни. Это организация, упорядочивание, интегрирование нашим мозгом всех ощущений, которые поступают в наше тело, и формирование адекватного ответа на них. Сенсорная интеграция начинается еще в утробе матери, и первые годы жизни ребенка крайне важны для того, чтобы сенсорная интеграция была успешной


«Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Они текут в мозг подобно ручейкам, впадающим в озеро. Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации – и не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Мы обладаем также особым чувством, которое фиксирует действие силы тяжести и перемещения нашего тела по отношению к земле. 

Поскольку человеку необходимо двигаться, учиться или вести себя подобающим образом, мозг должен организовать все вышеупомянутые ощущения. Он определяет область соответствующих ощущений, сортирует и располагает их в определенном порядке, подобно регулировщику, направляющему движение машин. Когда ощущения текут организованно или интегрированно, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения. Если же поток ощущений хаотичен, жизнь становится похожей на час пик в дорожной пробке».

Э. Джин Айреc.


В повседневной жизни мы почти не задумываемся о том, как используем свои ощущения от окружающей среды. Мы даже не замечаем львиную долю этих ощущений, мозг справляется с их фильтрацией и обработкой без участия сознания. 

Но именно степень успешности этой работы мозга влияет на наше поведение. Идеальной сенсорной интеграции не бывает ни у кого, но есть люди, у которых в силу разных обстоятельств она происходит более слабо и менее продуктивно. И если взрослый человек умеет как-то компенсировать тот или иной дисбаланс в этой сфере, то у детей нарушения сенсорной интеграции могут быть очень заметны.

 

Многие обычные, рядовые для их возраста задачи кажутся таким детям сложными и трудновыполнимыми. Это может касаться и крупной моторики, и мелкой, и самоорганизации, и коммуникативных навыков, что, в свою очередь, влияет на самооценку ребенка, его отношения с родителями, способность учиться и понимать свое место в мире. 

Если ребенок рос и воспитывался в обедненной сенсорными стимулами и сковывающей свободу самовыражения среде (как это происходит, например, в сиротских учреждениях), то практически стопроцентно он будет испытывать разные негативные последствия нарушений сенсорной интеграции. Он может быть моторно неловким, не владеть своим телом и не понимать его, плохо считывать свои ощущения и чувства, а значит, и чувства других людей. Он может не уметь организовывать себя даже на простые задачи, контролировать свои эмоции, адекватно оценивать себя и свои усилия. Всё это в итоге приводит к неуспешности в учебе и развитии социального интеллекта.

Терапия сенсорной интеграции направлена на то, чтобы выявить дисбаланс обработки ощущений у ребенка и путем предоставления его телу новой сенсорной информации, удовлетворения его сенсорного поиска скомпенсировать этот дисбаланс. Терапия сенсорной интеграции работает более с телом и мозгом, чем с психикой ребенка. Занятия проводятся в специально оборудованном пространстве, но во многом могут быть успешно повторены родителями и в домашних условиях – после объяснений специалиста.

Важно отметить!

«Нарушение сенсорной интеграции – тяжелое бремя. Следует иметь в виду, что нарушение сенсорной интеграции у каждого ребенка выражается по-своему. Даже у типично развивающихся детей время от времени появляются некоторые из его симптомов. Родителям следует беспокоиться лишь в том случае, если подобных симптомов много и проявляются они постоянно».

Э. ДжинАйрес

Терапия сенсорной интеграции работает в тех ситуациях, когда у ребенка нет явных неврологических или органических нарушений (диагнозов), которые априори предполагают сложности с обработкой сенсорных нарушений. С точки зрения медицины, дети с нарушениями сенсорной интеграции могут быть вполне здоровы, но, тем не менее, не успешны в повседневной и учебной деятельности.

  

Важно!Мы знакомы лично с автором, который написал и скомпоновал этот текст, однако автор предпочел остаться в тени. Тем не менее, ссылка на сайт при копировании обязательна.